Демонтаж резервуаров.

Демонтаж резервуаров выполняется на основании заключения комиссии сделанного после проведенного обследования с привлечением сотрудников территориального управления Ростехнадзора. По результатам обследования издается приказ по предприятию, в котором определяются сроки проведения демонтажа, и назначается ответственный за проведение этих работ.

На основании приказа разрабатывается проект организации работ по демонтажу резервуара, который включает в себя следующее:

  • организационные работы;
  • подготовительные работы;
  • работы по выполнению технологических операций по демонтажу;
  • итоговые работы.

Проект организации работ после его разработки проходит стадии рассмотрения и внесения дополнений.

После этого он согласовывается со специалистами Ростехнадзора и утверждается главным инженером предприятия.

На основании приказа по предприятию назначается состав бригад с указанием ответственных лиц за проведение отдельных видов работ. Все назначенные лица проходят медицинское освидетельствование и инструктаж. Для выполнения работ они обеспечиваются необходимой спецодеждой, обувью и медицинскими аптечками.

Демонтаж резервуаров начинают с подготовки территории, оборудования, подручных и технических средств, инструмента и подборки необходимых материалов.

Рабочая площадь ограждается, к ней подводятся энергетические линии и подготавливаются площадки для спецтехники и материалов.

Демонтаж резервуаров нефтепродуктов начинают с откачки остатка, который предварительно нагревают до температуры максимальной текучести. С этой целью используют подогревательные устройства самого резервуара и передвижные нагревательные комплексы. Удалив остаток, резервуар отсоединяют от магистральных линий и приступают к откачке мертвой зоны донных отложений. Для этого используют поршневые и погружные шнековые насосы. При использовании первых, всасывающий шланг насоса с сетевым фильтром помещают в емкость и выкачивают остаток нефтепродукта в автомобильные цистерны или предназначенную для этого емкость. Погружной насос опускают рабочей частью в остаток на талях или тросах с закреплением к горловине резервуара.

Демонтаж топливных резервуаров, которые, как правило, находятся на АЗС и имеют подземное расположение, начинают с применения тракторной и экскаваторной техники. Она используется для освобождения резервуара от грунтового верхнего покрытия и прилегающего к корпусу грунта. Некоторые эти работы выполняют вручную с целью сохранения оборудования резервуара. Это оборудование по возможности демонтируется и отправляется для ремонта или утилизации.

Следующей стадией демонтажа является полная зачистка и дегазация резервуара, которая выполняется механизмами для смыва с обеспечением необходимой вентиляции и постоянным контролем над воздухом в резервуаре.

При наземном расположении для дегазации резервуара используют естественную вентиляцию и нагнетательные и всасывающие вентиляторы, а для подземных резервуаров, в основном, вентиляторы.

Смыв донных отложений нефтепродуктов производится паросиловыми установками и моечными машинами высокого давления. Если первые используют для смыва пар высокой температуры, то вторые для этого применяют воду, в которую добавлены различные моечные вещества или химические ингредиенты.

Применение этих средств показывает хорошие результаты зачистки когда в резервуаре хранили нефтепродукты с невысокой плотностью и вязкостью. Для удаления отложений мазута, когда производят демонтаж мазутных резервуаров, кроме традиционных способов, применяют и новые технологии зачистки.

В одном из новых способов предлагается использование нагретого до 60°С мазута для размыва донных отложений. Этим мазутом размывают осадок до наполнения емкости до 30-40 м³. Затем этот объем откачивают и три раза перегоняют в ультразвуковой квитанционной камере. После перегонки половину этого мазута используют по назначению, а другой половиной выполняют ту же операцию до полного удаления отложений.

По завершению зачистки и дегазационных работ, которые оформляются актом, приступают к демонтажу съемного оборудования резервуара.

После демонтажа оборудования, отступив выше днища на 20 см, начинают резку первого пояса резервуара на высоту 3-3.5 м. Для страховки от крена на противоположной стороне вырезают окно 3X3 м, через которое пропускают трос страховочной лебедки. Страховка резервуара от ветра и крена производится тяговыми лебедками, находящимися с трех сторон под углом 120°. Этот порядок демонтажа и расположения лебедок соблюдается и при резке последующих поясов. Вырезка корпуса резервуара производится листами 3X1.5 м.

Металлический понтон разрезают и вытягивают через монтажные окна. Таким же образом демонтируют и направляющие стойки резервуара.

Когда демонтаж доходит до уровня расположения трубопроводов водяного охлаждения и пенотушения, то их разрезают и удаляют. Последней демонтируют кровлю резервуара, предварительно порезав ее на листы 2X2 м.

Заключительным этапом демонтажа резервуаров является резка днища. Ее выполняют, приподняв краном днище на подставки. Это позволяет убедиться в отсутствии под ним нефтепродуктов и дает возможность удобно производить резку днища.

Грунтовое основание выбирают и площадку засыпают песком.

Таким образом производят демонтаж резервуаров из металла. Демонтаж бетонных резервуаров традиционным способом предусматривает использование кранов и тракторной техники. Этот способ заключается в освобождении резервуара от насыпного грунта и снятии бетонных плит верха с последующей разборкой корпуса на плиты. Затем их грузят на площадки автомобилей и вывозят для утилизации.

К более передовым относится разборка корпуса железобетонных резервуаров с использованием гидравлических ножниц. Они представляют собой сменное оборудование для экскаватора. Применение гидравлических ножниц дает возможность значительно сократить затраты на демонтаж и время выполнения этих работ.

Вернуться в ленту статей